О "плагиате" в музыке

Я думаю, что нет таких композиторов, которые не стесняются заниматься плагиатом (тогда бы они не были композиторами). Дело в том, что вся музыка уже создана композиторами-классиками: Бахом, Гайдном, Моцартом, Бетховеном, Шопеном, Чайковским, Прокофьевым, Шостаковичем. Все лучшие произведения музыкального искусства уже созданы. И создать что-то равное тому, что создали эти гении ни сегодня, ни завтра уже невозможно. Я возьму на себя смелость утверждать это! Вся лучшая музыка уже написана. И, конечно же, композиторы-песенники волей или неволей напитаны этой высокой музыкальной литературой. Они выдают эти цитаты совершенно спонтанно, непредумышленно, это просто рождается. Им кажется, что они создали что-то новое, а это уже было где-то. Выясняется, что что-то взято у Чайковского, что-то у Прокофьева (из той же "Ромео и Джульетта", из балета много уже цитат). Всё время что-то используется. Никто не занимается плагиатом намеренно, я в этом уверен! Может быть, кто-то слушает музыку классическую или легкую западную, для того, чтобы что-то создать свое. Но чтобы это было впрямую, именно с целью "содрать", "слямзить" какую-то мелодию, я думаю, такого явления не существует всё-таки. 
А говорить о том, кто что украл у кого... Вы знаете, здесь палка о двух концах. То ли украл, то ли не украл. Во все времена были какие-то заимствования музыкальные. В свое время, помнится, давно-давно писали, что Петр Ильич Чайковский что-то заимствовал у Грига. Ну, может, что-то и позаимствовал, но Чайковский - это Чайковский, простите, это гений из гениев! Михаил Исаевич Танич, замечательный песенный поэт, рассказывал, что он дружил с композитором Аркадием Островским и Танич видел, будучи у него дома, нотную тетрадь, в которую Островский записывал полюбившиеся мелодии, которые слышал по радио, западные голоса, какие-то иностранные песни, услышанное с какой-то пластинки. А потом как-то использовал эту мелодию. Но не впрямую, опять-таки, использует, а препарирует: что-то изменяет, что-то дополняет. 
На самом деле, прямых заимствований, прямых цитат в музыке вы найдете очень мало. Есть музыка подобная, стилизованная, похожая по настроению, ритмике, по каким-то мелодическим ходам. Но это не прямые цитаты. Кажется, что это около, что это похоже, но начинаешь разбирать эти мелодии - и понимаешь, что "а, там другой интервал, тут вот другая нота, ход вверх - там ход вниз, там ход на квинту - тут ход на кварту". Вроде всё так, а вот начинаешь профессионально разбирать - оказывается, что вроде так, а вроде и не так. Вроде цитата, а вроде и не цитата, просто "навеяно". Это действительно "навеянная" музыка, а не плагиат в чистом виде. Потому что плагиата в чистом виде мы найдем ОЧЕНЬ мало. Можно сказать, почти не найдем. 

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

До чого треба дослухатися в житті - до розуму чи до серця? (твір у форматі ЗНО)

Рецензия на мюзикл «Пророк»

"Косив батько, косив я". Критична розправа